Лукина Елена Ивановна
Автор(ы): Александр ТИХОВОД
Видеинтервью (05.06.2012) Награждена Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и многими юбилейными медалями. Почетный гражданин Саратова, Почетный ветеран губернии.
Показать видео
В январе 2015 года ушла из жизни Елена Ивановна Лукина - почетный гражданин Саратова, потомственный железнодорожник. В годы Великой Отечественной войны ей выпала судьба служить в эскадрилье Марины Расковой. Вошедшая в историю как замечательный военный пилот и организатор, майор Раскова сформировала в Энгельсе три женских авиаполка - истребителей, самолетов У-2, прозванных "ночными ведьмами", и пикирующих бомбардировщиков. Я был знаком с Еленой Ивановной и записал ее рассказ, который затем опубликовал в приложении местного выпуска "АиФ".
В сентябре 1938 года на самолете "Родина" вместе с Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой штурман Раскова совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток, длившийся 26 часов. Ее героический пример вдохновлял многих соотечественниц.
Студентка Елена Лукина прыгала с парашютом, была чемпионкой по гребле на байдарке, училась стрелять из винтовки и пулемета. Бегала с подругами на танцы в Дом офицеров, чтобы познакомиться с военными.
- Это время по-своему очень счастливое, - вспоминала она. - Саратов тогда выглядел гораздо симпатичнее, чем теперь, утопая в сплошной зелени одноэтажных улиц, мощеных булыжником. Двери в домах фактически не запирали: само понятие "криминал" отсутствовало в лексиконе.
Когда началась война, девушек из сельхозинститута направили в село Казачка убирать хлеб. Им не выдали за труд ни денег, ни горсти муки - все предназначалось для фонда обороны. Уже стоял ноябрь, немцы подступали к Москве, окопы стали рыть и вокруг Саратова. Тут по радио передали сообщение о приезде Марины Расковой, вместе с которой в Энгельс прибыли более пятисот человек личного состава воинской части - все москвички, набранные по линии ЦК комсомола из гражданского воздушного флота.
Близкая подруга Лукиной поступила в эту летную школу, и Елена решила последовать за ней. Желание идти на воинскую службу диктовалось не только патриотическим порывом, но и стремлением спастись от голода.
Елена Лукина перешла по льду через Волгу, разыскала штаб. В семье, кроме матери, остались две маленькие сестры: брат ушел на фронт летчиком-истребителем, а отец давно умер. Маму пришлось обмануть: сказала, что уезжает на заработки в подсобное хозяйство. К удивлению Елены, командир убеждала ее вернуться к родным, предупреждая о лишениях и потерях на войне. Выручила знакомая, комиссар Елисеева, подтвердившая, что студентка знает основы высшей математики, владеет логарифмической линейкой, а, кроме того - кандидат в члены партии. Грамотные кадры армии нужны всегда. Из-за спортивного сложения Лукину определили в команду, которая устанавливала в самолеты груз бомб, затем выучили на штурмана.
Расковой тогда было 29 лет. Ее властный характер орденоносца, Героя Советского Союза, привычка курить удивительным образом сочетались с врожденной музыкальностью. Ее отец был концертмейстером у Рахманинова, тетушки - певицами Большого театра, а сама она виртуозно играла на рояле.
- Она была так женственна и красива, что мы все ей по-хорошему завидовали, - признавалась Елена Ивановна. - Легендарная летчица приняла в свою авиачасть 89 саратовских девчонок. Жили в казармах по 50 человек. Вставали в четыре часа утра и до вечера вели занятия, осваивая бомбардировщики конструктора Петлякова. Снег на аэродроме приходилось чистить полдня.
Во время одного тренировочного парашютного прыжка у Лукиной с ноги слетела унта. И за "неправильную подготовку" Раскова ей влепила два наряда.
Боевое крещение 125-го полка состоялось на Калининском фронте, впоследствии его перебросили под Сталинград. По пути из Москвы на Сталинградский фронт предусматривалась посадка в Энгельсе для дозаправки и принятия бомбового груза. Экипаж Расковой и еще два бомбардировщика задержали вылет из-за непогоды. 4 января 1943 года они, наконец, поднялись в воздух. Однако метеоусловия оставались сложными - бушевала метель, стоял мороз в сорок два градуса. Самолеты получили указание садиться в Петровске. Но они сбились с курса, сильно уклонившись к югу. Произошло обледенение фюзеляжей, и командир отдала приказ экстренно приземляться. Надо сказать, двухкилевой бомбардировщик Пе-2 ("пешка") был весьма сложен в управлении, чутко реагировал на малейшее движение штурвала. При снижении машина Расковой угодила еще в вихревой поток и, сильно спикировав, ударилась носом в землю. Двум другим экипажам, убрав шасси, удалось благополучно сесть на брюхо. Это произошло без пятнадцати пять вечера, когда пространство уже окутывала кромешная тьма. Следующим утром уцелевшие пилоты увидели очертания села Михайловка. И затем в полутора-двух километрах от него обнаружили обломки командирского самолета.
Тело Расковой доставили в клуб завода "Комбайн" в Саратове. Директор предприятия, бывший летчик Левин, хорошо знавший Марину Михайловну, устроил панихиду со всеми почестями. Членов ее экипажа - штурмана Хиля, инженера Круглова и стрелка-радиста Ерофеева - сначала захоронили напротив филармонии в "Липках", а в 49-м году их останки были перенесены на Воскресенское кладбище. Прах летчицы помещен в Кремлевской стене. Место ее гибели стало широко известно лишь в 60-е годы. А памятный обелиск там установили только на 45-летие Победы.
После гибели Марины Расковой опасались, что ее полки расформируют. Этого не произошло: боевые подруги продолжили нести знамя. Для Елены война завершилась на Балтике, в Курляндии 8 мая 1945 года участием в рейдах на немецкие корабли. К тому времени она стала комсоргом полка и младшим лейтенантом. Ей много пришлось летать на разведывательных и связных самолетах вместе с пилотом Ириной Осадзе. Вели фотосъемку при налетах своей эскадрильи, которую часто прикрывали французские истребители из дивизии "Нормандия - Неман", доставляли почту, искали сбитых товарищей.
- Летели однажды: день ясный, все спокойно, - рассказывала Лукина. - Вдруг откуда ни возьмись - "мессершмитт", стал по нам пристреливаться. Мы, быстро уйдя вниз, сели на поле у леса. А оно было сплошь утыкано противотанковыми минами. К счастью, наш легкий самолет не вызвал взрыва.
Даже в дни затишья, когда по нескольку недель сидели на аэродромах, всюду подстерегала опасность.
- Вспоминается случай на Северном Кавказе. Лето. Идем втроем по стерне, сапоги сняли. Внезапно начался обстрел - никто не видел, откуда. Первая же пуля угодила в висок моей землячке из Саратова Тоне Юдиной. Такой же эпизод был в Восточной Пруссии: мирно беседуем группой, и вдруг рядом со мной падает сраженная наповал моя подруга Аня Соколова. Одной мотористке, когда она вытаскивала колодки из-под самолета, воздушным винтом оторвало голову. Всего у нас погибли 26 человек. А сколько умерли от ран и душевного потрясения вскоре после войны! Я сама ношу осколок под лопаткой, - сокрушенно говорила Елена Ивановна. - Крайне тяжелыми были и бытовые условия. Питание скудное - каша, хлеб. Лишь к концу войны нас чаще стали баловать получаемой по ленд-лизу американской тушенкой. Но в нашей добровольческой эскадрилье никто не просил отпустить его домой. Нас вдохновляла вера в счастливую послевоенную жизнь.
|