|
Саратов не город-герой. Саратов - город героических людей...
|
Сегодня: 16.02.25
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
|
Основан: 19 февраля 2015 года
|
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
|
|
|
Полные Кавалеры ордена Трудовой Славы
[Все новости раздела]
Дети Блокадного Ленинграда
[Все новости раздела]
Выдающиеся участники войн
[Все новости раздела]
Школьные проекты
[Все новости раздела]
Саратовцы, погибшие в Афганской войне
[Все новости раздела]
Участник боевых действий в Республике Афганистан
[Все новости раздела]
Саратовцы, погибшие в Чеченской войне
[Все новости раздела]
Участник боевых действий на Северном Кавказе
[Все новости раздела]
Пятидневная война 8-12 августа 2008 года
[Все новости раздела]
Участники военных конфликтов
[Все новости раздела]
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
[Все новости раздела]
Встречи с ветеранами других войн
[Все новости раздела]
Саратов в годы Великой Отечественной войны
[Все новости раздела]
Знаменитые люди Саратова
[Все новости раздела]
Военные истории
[Все новости раздела]
Стихи о войне
[Все новости раздела]
|
"Ночные ведьмы" - легенда ВВС
Военно-воздушные силы являются важнейшей частью Вооруженных сил Российской Федерации. Сегодня, 12 августа, ВВС отмечают свой профессиональный праздник.
Военная авиация в России появилась ровно 101 год назад, когда в 1912 году приказом Военного ведомства в стране был введен в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.
Российская боевая авиация проделала длинный путь от фанерных самолетов до нынешних сверхзвуковых боевых истребителей, но по-настоящему великой история ВВС была в период СССР, которая не знала себе равных по количеству боевых самолетов.
«Первым делом самолеты, ну а девушки потом», - поется в известной песне Леонида Утесова. Однако ВВС славится не только мужчинами, но и женщинами-летчицами. Так, во время Великой Отечественной войны множество женщин-авиаторов принимали участие в боевых действиях, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Но особое внимание хотелось бы уделить легендарным «Ночным ведьмам».
Одной из известнейших летчиц является уроженка Москвы, Герой Советского Союза Раскова Марина. После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, и получила разрешение на формирование женских боевых частей. Уже в октябре 1941 года в городе Энгельс под ее началом появился 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, более известный как «Ночные ведьмы». Кроме того, здесь же, в Энгельсе, были созданы два других женских полка, которые затем стали смешанными.
Уникальность «Ночных ведьм» заключается в том, что в его составе вплоть до конца войны находились лишь представительницы слабого пола. 27 мая 1942 года «Ночные ведьмы» в количестве 115 человек, возраст которых составлял от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня.
«Ночные ведьмы» летали на самолетах У-2 (По-2), которые изначально создавались, как тренировочные воздушные судна для обучения летчиков. Он был практически непригодным для боевых действий, но девушкам понравилась его легкость, маневренность и бесшумность. Поэтому в срочном порядке самолет оснастили всем необходимым оборудованием. В дальнейшем он так же модернизировался. Тем не менее, развивая скорость до 120 км/ч, этот легкий самолет был очень уязвим, его фактически можно было сбить выстрелом из пистолета-пулемета.
Изначально немцы презрительно называли У-2 «русской фанерой», однако налеты «Ночных ведьм» заставили их поменять свое мнение.
Девушки, как известно, совершали свои боевые вылеты только ночью. За раз они брали на борт не более 300 килограммов бомб, причем многие сознательно отказывались от парашютов в пользу пары лишних снарядов. Каждая из летчиц только за одну ночь совершала 8-9 боевых вылетов, нанося ощутимый ущерб силам противника. Зимой, когда ночи были длиннее, количество вылетов могло увеличиться и до 18. После таких ночей хрупких, изможденных женщин относили в казармы на руках. Прибавьте к этому открытые кабины самолета и крепкий ночной мороз и представьте как нелегко им приходилось.
Заметить У-2 на радаре было невозможно. Кроме того, самолет двигался практически бесшумно, поэтому заснувший ночью немец мог уже не проснуться утром. Однако, не всегда врага удавалось застать врасплох. Практически после каждого боевого вылета техническому персоналу, так же состоявшему из женщин, приходилось латать дыры в корпусе фанерного самолета, больше похожего на дуршлаг. За все время войны полк лишился 32-х летчиц. Девушки часто гибли за линией фронта и сгорали заживо на глазах у своих боевых подруг.
Самой трагичной в истории «Ночных ведьм» считается ночь на 1 августа 1943 года. Немцы, решившие дать отпор бесстрашным советским девушкам, сформировали-таки собственную группу ночных истребителей. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны 4 самолета, на борту которых находились 8 девушек: Анна Высоцкая, Галина Докутович, Евгения Крутова, Елена Саликова, Валентина Полунина, Глафира Каширина, Софья Рогова и Евгения Сухорукова.
Впрочем, не всегда потери были боевыми. Так, 10 апреля 1943 года один из самолетов, приземляясь в полной темноте, случайно сел прямо на другой. В итоге в ту ночь погибли три летчицы, а четвертая, Хиуаза Доспанова, сломавшая ноги, несколько месяцев провела в госпитале, но в строй вернуться так и не смогла из-за неправильно сросшихся костей.
Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Ночных ведьм». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги.
Но тяжелее всего «Ночным ведьмам» приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук.
|
Акция!
Мои родные в годы Великой Отечественной войны
[Все новости раздела]
2
Труженики тыла Великой Отечественной войны
[Все новости раздела]
3
Дети войны
[Все новости раздела]
4
Семейные истории участников Великой Отечественно войны
[Все новости раздела]
Первая мировая война
Саратовцы во время Первой мировой войны
[Все новости раздела]
Полные кавалеры Георгиевского креста
Полные кавалеры Георгиевского креста
[Все новости раздела]
|
|
© 2015 , Герои-саратовцы Саратовской области,© All Rights Reserved
|
|
|
|
© Королев Андрей Альбертович, д.т.н., профессор ФГБОУ ВО «СГЮА»
© Королева Анастасия Андреевна, г. Саратов
© Королева Арина Андреевна, г. Саратов
© Королев Виктор Андреевич, г. Саратов
|
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК САРАТОВ. БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
|
|