Соболев Алексей Кузьмич
, 30.03.2015
Автор(ы): Воробьева Ксения, 7 класс МОУ СОШ № 15 г. Балашова Саратовской области
30.03.1907-1941
Соболев Алексей Кузьмич родился 30 марта 1907 года в городе Балашове в многодетной семье. У него было 4 брата (Филипп, Федор, Александр, Александр) и 4 сестры(Евдокия, Клавдия, Анна, Мария).
После окончания школы работал на мельнице №33. Из характеристики видно, что Соболев А.К. был дисциплинированный, участвовал в художественных кружках.
Затем Соболев вступает в партию и по направлению едет учиться в мукомольно-механический техникум в Москву. Но мечта о небе, о самолетах еще в детстве не давала ему покоя. Закончил Ейское училище морских летчиков. По окончанию проходил службу в Чугуево Харьковской области. Там 24 августа 1940 г. у него родилась дочь Соболева Нина Алексеевна. Затем был переведен в Орловскую область в село Алсуфьево. В 1941 до начала войны был переведен в летное училище города Балашова, где служил в должности летчика-инструктора.
С первых дней Великой Отечественной войны он убыл на фронт, оставив семью в г.Балашове. Из сохранившего его письма домой, датируемого сентябрем 1941 года, военная часть, где проходил он службу, базировалась на аэродроме с.Илово-Рождествено, Хоботовское почтовое отделение, Тамбовской области.
В декабре 1941 Соболев попал в авиационные войска, в 594-й штурмовой пол. Проходил службу в 594 авиаполку ночного бомбардировочного полка в должности заместителя командира авиаэкскадрилии. Командиром, которой являлся Храмченко Василий Павлович [1].
[1] Кояндер Е. Героизм крылатых воинов // Путь к коммунизму. – 1977. - 18 октября. – С. 4
В октябре—декабре 1941 года в течение 43-х дней ключевой стратегический пункт обороны город Тула находилась в полуокружении, подвергалась артиллерийскому и миномётному обстрелу, воздушным налётам люфтваффе и танковым атакам. Тем не менее, линия фронта на южных подступах к Москве была стабилизирована. Удержание города Тулы обеспечило устойчивость левого фланга Западного фронта, оттянув на себя все силы 4-й полевой армии Вермахта и сорвав планы обхода Москвы с востока 2-й танковой армией. Во время второго генерального наступления немецких войск 18 ноября — 5 декабря, несмотря на некоторые успехи, им также не удалось осуществить прорыв к Москве на южном направлении и выполнить поставленные перед ними задачи.
В это время в Тулу направляют 594-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк в котором служил Соболев Алексей Кузьмич [2].
[2] http://allaces.ru/
5 декабря 1941 года немецкая 2-я танковая армия, разбросанная по фронту на 350 км, получила приказ о переходе к обороне. Исчерпав свои наступательные возможности, части 2-й танковой армии начали отход из опасного для неё выступа, образованного северо-восточнее Тулы, на рубеж железная дорога Тула-Узловая, река Дон [3].
[3] http://web.archive.org/
Огромную помощь пехоте оказала авиация. Летчики 1 воздушной армии генерала С.А. Худякова вылетали на задание даже в нелетную погоду. 594 штурмовой полк был вооружен новыми быстроходными самолетами ИЛ – 2. Срочно потребовалось произвести воздушную разведку в Районе Плавска, но погода не позволяла выпустить в полет ИЛ – 2. Оставался единственный выход - лететь на тихоходном Р-5. Добровольцев было много Выбор пал на экипаж старшего лейтенанта Соболева и штурмана младшего лейтенанта Логачева. Недолгие сборы, инструктаж и вот уже боевая машина ушла в небо, разрывая густые облака, взяла курс на Плавск, чтобы получить сведения о передвижении вражеского транспорта на Одоев и Белев. Выйдя из облачности, летчики обнаружили на дороге большую транспортную колонну немцев, двигающиеся к месту прорыва обороны фашистов. Логочев быстро передал необходимые данные о колонне на свой КП. Однако «Илы» вылететь в такую погоду не могли. Экипаж отлично понимал это и не мог допустить того, чтобы немецкая колонна осталось нетронутой. Одна за другой на головы фашистов полетели сброшенные с самолетов бомбы , на бреющем полете летчики стали обстреливать колонну из пулеметов.
Снова и снова набирали они высоту, и очередные транспорты с боеприпасами взлетели на воздух. 50 лошадей, 20 повозок с боеприпасами, одно орудие и до батальона живой силы врага уничтожил экипаж [4].
[4] Кояндер Е. Героизм крылатых воинов // Путь к коммунизму. – 1977. - 18 октября. – С. 4
Особенно жителям города запомнился бой, который вел экипаж Соболева. От церкви и с территории завода «Смычка» по самолету били крупнокалиберные немецкие пулеметы [5].
[5] Тетюхин Л. Так гибнут герои // Балашовская правда. - 1980. - 14 мая . – С.2
На шестом подходе самолет был подбит, потерял управление. Раненый Соболев Алексей Кузьмич и его напарник Логинов Алексей Лаврентьевич с трудом посадили машину вблизи Плавска. Со всех сторон бежали к ним гитлеровцы, по которым они открыли на огонь из пулеметов, а когда кончился боезапас и в пистолетах осталось по одному патрону, бесстрашные воины, в числе которых был мой прадедушка предпочли смерть плену.
Личные документы героев были переданы в штаб пехотного соединения, наступавшего через город. Сделал это С.В. Лаврентьев. Летчиков хоронили после освобождения города в братской могиле (Приложение 3). В похоронах участвовал весь Плавск [6].
[6] Стародубцев П. Почетный гражданин Плавска // Коммунар. – 1972. - 2 февраля. – С.2
По не известным причинам на данный момент времени Соболев Алексей Кузьмич к званию Героя Советского Союза предоставлен не был. (Приложение 4)
Приложение 2. 594-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк
Приложение 3. Мемориальная доска на Братской могиле в городе Плавск
Приложение 3. Нина Алексеевна Воробьева (Соболева) на Братской могиле в городе Плавске 1980 г
Приложение 4
|